Разработчик: Amanita Design
Версия: 1.2.0
Стоимость: $9.99 [Mac App Store]
Вам когда-нибудь хотелось взглянуть на мир, целиком и полностью населённый роботами? Мы встречаемся с нашим главным героем не где-нибудь, а на свалке, куда его доставляет по частям местный мусоровоз. Пара секунд, и мы собираем бедолагу в единое целое, дабы он вернулся в город, а мы узнали, что же с ним приключилось, попутно полюбовавшись местными красотами.
Мир “Machinarium” – это полузаброшенный город, окружённый пустыней, но от того не менее красивый. Город населён роботами разных форм, видов и назначения. Тут вам и роботолюди разных возрастов, социальных занятий и даже верований, и роботозвери, как домашние любимцы, так и просто грызуны и насекомые. Настоящий, живой мир, окрашенный в ржаво-металлические цвета, с обязательными кабелями и трубами и редкими вкраплениями растительности в щелях каменной кладки.
Звуковой и визуальный ряд настолько гармонируют друг с другом, что каждой следующей локации ждёшь с неподдельным интересом, особенно в начале, когда новые локации выдают небольшими дозами. Небольшими дозами выдают и сюжет. Понемножку нам подбрасывают облачка-воспоминания о прошлом, да заодно ставят цель: хулиганы-черношапочники, не раз пакостившие Йозефу ранее, изготовили бомбу и собираются взорвать башню. Зачем? Пойди их разбери. Но лучше разобрать бомбу.
Перед тем, как ринуться на спасение города, наверняка вы и ранее обратили внимание на мастерскую работу аниматора. Йозеф не просто собирает предметы, но аккуратно засовывает их себе в рот, причём разные предметы по-разному. Он не только ходит, но и скачет, испуганно смотрит вниз, перед тем как соскочить с высоты, а порой непрочь и съехать по перилам как самый настоящий мальчишка. Стоять на месте ему тоже не интересно. Вот он посмотрит туда-сюда, покрутится на месте, поразевает рот, и вдруг ударится в воспоминания. Всё в том же облачке вы увидите яркие моменты прошлого: вот он веселится с подружкой, а тут его чуть не застукал за курением полицейский… Мелочи?
В мире “Machinarium” обязательно подойти к объекту на расстояние вытянутого манипулятора, потрогать его. Йозеф умеет растягиваться и сжиматься, и именно эта его особенность пригодится для решения многих головоломок: растянитесь до предела – вдруг сможете подпрыгнуть и уцепиться за что-нибудь, или сожмитесь – и, быть может, сумеете просунуть руку туда, куда в обычном состоянии вам ну никак не добраться.
Ещё одна немаловажная особенность – роботы не общаются друг с другом словами – вместо этого вы видите картинки-мысли. В общем и целом, понятно, что нужно тому или иному вашему собеседнику, однако не всё так просто. Порою вам не добраться до требуемой вещи, и тогда нужно либо искать обходной путь в прямом смысле этого выражения, либо включать фантазию и искать предмету замену. То же верно и для всевозможных механизмов, разбросанных по городу. Никто не будет вам объяснять, что именно нужно сделать или что вы делаете не так – догадайтесь сами, быть может, методом проб и ошибок. К последнему придётся прибегать часто, и не столько для решения головоломок. Пятнашки, крестики-нолики, задачки на перемещение разноцветных шариков в колечках или фишек на свои места – всё это не требует ничего, кроме логики да времени на решение, быть может, трети от общего времени прохождения игры.
Помимо головоломок, завязанных на время, в “Machinarium” есть и чисто аркадные вставки. Думаете, зря в одной из локаций стоят ржавенькие игровые автоматы? А практически в самом конце вас ждёт 2D-лабиринт с тремя десятками врагов, которых придётся перестрелять – задание для истинного любителя адвенчур скучноватое, да и не очень удобное им управление не добавляет радости. И чуть дальше – гроза всех тех, кому роботомедведь наступил на ухо с микрофоном – воспроизведение услышанной мелодии. Впрочем, разработчики, надо отдать им должное, сумели предложить альтернативу. Схема лабиринта, решение многих головоломок, порядок нажатия кнопочек, да и порядок действий в той или иной комнате – всё это можно найти в книжке-комиксе подсказок, находящейся справа в выпадающем меню инвентаря. Правда, всякий раз перед тем, как её открыть, нужно преодолеть горизонтальный скролл-шутер – ещё один повод прикинуть, а не проще ли ещё немного поскрипеть мозгами. Опять же, если вы хотите, чтобы вам всего-лишь намекнули, что нужно, делать дальше, можно воспользоваться подсказкой-идеей, находящейся чуть левее книжки-комикса. В конце концов, у авторов не было цели загнать игрока в тупик. Всё проходимо, всё решаемо, ни на одну задачу не требуется сверх-усилий.
История Йозефа заканчивается ровно тогда, когда должна закончиться, не оставляя ни ощущения затянутости, ни, наоборот, скоротечности. Возможно, кому-то покажется, что 6-8 часов маловато для такой приключенческой игры, но поверьте, качество измеряется далеко не в часах. Куда ценнее детальнейшая проработка мира, компенсирующая, в общем-то, и не слишком замысловатый, но это не значит плохой, сюжет.
«Машинариум» вполне мог стать своеобразным философским рассуждением о прошедшей эпохе классических видеоигр, но основная идея была другой. Игра-настроение с нежной грустью и тихой радостью на несколько часов окутывает своим уютом игроков, радует зарисовкой из потрясающих декораций и аурой притягательной музыки. Как будто случайно посреди сырого осеннего дня толкнул неприметную обшарпанную дверь и очутился в уютном кафе. Пьешь кофе в таком месте чашку за чашкой, а уходить не хочется. Приятно и все.
Machinarium for iPad $4.99 [App Store]
Machinarium for Mac $9.99 [App Store]